История кофе

Кофе известен человечеству с глубокой древности, и его история полна тайн, загадок, интриг, окутана многими поэтическими легендами, покрыта толщей времени, которое скрывает, что является правдой, а что вымыслом.

Общеизвестно, что родиной кофе считается Эфиопия, а точнее – ее юго-восточная и труднодоступная горная провинция Каффа, от названия которой и произошло название дерева, а также и его семян, из которых готовят этот прекрасный напиток. Любопытно, что этот же регион ученые-антропологи считают колыбелью человечества – районом проживания первых австралопитеков, – поэтому естественно, что достоверных данных о начале использования человеком кофе нет и быть не может. Но согласимся, что это судьбоносное совпадение свидетельствует о том, что история человечества и история употребления кофе тесно переплелись с самого начала.

В самой Эфиопии до сих пор встречаются многочисленные дикие заросли кофе. По-видимому, первоначально аборигены использовали листья кофейного дерева, из которых готовили бодрящий напиток, чем-то похожий на чай. Об этом свидетельствуют результаты изучения быта архаичных племен этого региона, которые до сих пор делают из кофе аналогичный напиток. Практика утоления жажды настоем из листьев кофе постепенно распространилась по всей стране, и вскоре сбор листьев кофе превратился в отрасль сельского хозяйства этого региона, а в дальнейшем напиток стал распространяться все дальше и дальше.

Первой страной, которая переняла практику употребления кофе, был Йемен, поскольку в V—VII веках он находился в составе владений Эфиопии. В это же время было положено начало и использованию кофейных зерен, мякоть которых сушили и перемалывали вместе с пергаментной оболочкой в порошок и, как и из листьев, заваривали ароматный напиток, получивший название «гешир». Бедное крестьянское население Йемена до сих пор пьет его.

Новой эпохой в использовании кофе стало обжаривание кофейных зерен, которые сначала высушивались, отделялись от оболочки, затем обжаривались и перемалывались (технология не претерпела фактически никаких изменений до сегодняшнего дня, разве что за людей многое стали делать машины). Как полагают ученые, это произошло примерно в VII—VIII веках нашей эры. Изменение в технологии значительно улучшило качество напитка и как следствие повысило популярность кофе. С тех пор кофе превращается в Йемене в национальный напиток, приготовление и употребление которого связано со многими обрядами и праздниками.

Йемену принадлежит и пальма первенства в окультуривании кофейного дерева и выработке его агротехники, так как довольствоваться сбором диких плодов уже не представлялось возможным из-за постоянно растущего спроса на кофейные зерна. Вскоре возделывание кофейных деревьев и продажа урожая превратились в ведущую статью экономики Йемена. Природные условия в Йемене для выращивания кофе были более чем благоприятными: плодородные земли горных склонов, яркое солнце, высокое культурное развитие государства, трудолюбие его народа.

В течение почти 200 лет Йемен был единственной страной, где кофе выращивали целенаправленно. За это время арабы достигли значительных успехов в его агротехнике: они вывели множество новых сортов, в том числе знаменитый сорт «мокко», научились бороться с болезнями и вредителями этой культуры, постоянно занимались повышением его качества. Поскольку Йемен находился тогда на пересечении важнейших мировых торговых путей, идущих из Европы в Юго-Восточную Африку, Юго-Восточную Азию, Индию и Китай, он стал точкой пересечения караванных троп, ведущих в Сирию, Ливан, Египет, Иран, Ирак и поставляющих перец, мускатный орех, гвоздику и другие восточные товары. То есть сложилась благоприятная историческая ситуация для распространения кофе по всему миру.

Караваны с кофе забираются все дальше и дальше, расширяя ареал своего распространения. Уже в VII веке арабы начинают широко употреблять кофе, готовя его почти так, как и в настоящее время. В это же время начинают появляться различные рецепты заваривания кофе, в частности, появляется особый метод, получивший название «восточный» и широко известный сегодня любителям этого напитка.

Купцы-бедуины доставляли кофе на шумные восточные базары и в караван-сараи, демонстрировали искусство приготовления напитка и давали попробовать его всем желающим. В знойной сутолоке больших восточных городов, на всех, даже самых узких улочках и в переулках можно было видеть человека, отбивавшего барабанную дробь на так называемую «махмас аль кава» и зазывавшего отведать новый бодрящий напиток. Временные «точки» продажи кофе с ростом его популярности среди населения постепенно превращаются в постоянные и становятся неотъемлемым элементом любого восточного базара и городов арабского мира, а сам кофе за какие-то два века распространяется по всему арабскому миру.

Кофейни за сравнительно короткое время стали очень популярны среди населения и превратились в центры «неформальной» жизни городского общества. В то время они представляли собой обширные веранды или открытые здания. Располагавшиеся чаще всего у фонтанов или открытых водоемов, обставленные мягкими диванами в восточном стиле, с роскошными персидскими коврами на полу и на стенах, они создавали уютную и спокойную обстановку для смакования ароматного напитка. Но чаще всего кофейни располагались прямо на улицах, в тени больших чинар.

Сидя на мягких подушках, потягивая через длинный мундштук кальян и угощаясь кофе, посетители слушали чарующие рассказы о разнообразных чудесах и приключениях специально работающего в кофейнях рассказчика. Эти рассказчики были в каждой мало-мальски крупной кофейне и завлекали посетителей необычными историями не меньше, чем сама любовь к кофе. В кофейнях обсуждались самые последние новости, договаривались о заключении брака, совершались крупные сделки, и неизменным свидетельством удачно заключенных договоров являлось совместное употребление кофе.

Проводя таким образом значительную часто своего времени, перс, араб или турок зачастую забывали о своих обязанностях перед Всемогущим Аллахом и оставались неподвижны, игнорируя призывы муэдзина с высокого минарета мечети к молитве во славу Великого Аллаха и пропуская дневной и вечерний намазы.

С таким положением дел не могло смириться мусульманское духовенство и ополчилось против «дьявольского африканского зелья». Кофейни, по мнению имамов, как и музыка, были изобретением сатаны. Религиозный собор высшего исламского духовенства в 1511 году в Мекке проклял кофе. Вслед за этим тогдашний правитель Мекки Хаир-бей своим повелением закрыл все кофейни в городе и приказал сжечь все запасы кофе. Он также издал закон, запрещающий употребление кофе. Аналогичная ситуация складывалась и в других государствах арабского мира. Светская культура вступила в противоречие с культурой духовной, и эти противоречия обернулись жестокими столкновениями.

Но ничто не могло помешать распространению кофе. Он быстро вживался в быт мусульманских народов, связанные с ним ритуалы и традиции органично вплетались в образ жизни и мировоззрение арабов, и все законодательные и силовые меры оказались безуспешными. Против этих запретов развернулась ожесточенная борьба, которая не раз превращалась в кровопролитные восстания, жестоко подавляемые.

Широко известны восстания в Турции в XVI веке. Наиболее крупное из них, под предводительством купца аль Рашида, охватило обширную территорию востока полуострова Малой Азии. Гнев восставших был направлен прежде всего против духовенства и высшей знати, которые благодаря влиянию и богатству могли с легкостью обойти запрет употребления кофе и часто негласно устраивали кофейные церемонии вместе с тем же духовенством. Восставшие вели борьбу в течение нескольких лет, но их выступления были жестоко подавлены, а лидеры, в том числе и аль Рашид, схвачены, зашиты в мешки из-под кофе и сброшены в море.

После этого восстания Магомет IV издал закон, согласно которому попавшихся на употреблении кофе, как и лидеров восстания, должны были зашивать в мешки из-под кофе и бросать в море, или им отрезали языки, чтобы провинившиеся уже никогда не могли ощутить аромат и вкус этого напитка. Отголоском этих времен стала недавняя отмена запрета на кофейни в Йемене.

Но тем не менее двухвековая борьба не была напрасной, и кофе все больше и больше распространялся по миру. В середине XVI века он проник в Стамбул, где в 1564 году была открыта первая кофейня, которая, кстати, просуществовала около 400 лет. А от Стамбула было уже рукой подать до Европы. Хотя впервые упоминание о кофе встречается в трудах Марко Поло, который попробовал его, будучи в Багдаде, первую чашку кофе продемонстрировали европейцам в Риме аж в 1626 году. История сохранила и имя этого человека: им оказался Делла Валле, посол Папы Римского, который долгое время прожил в Персии (Иране) и пристрастился к ежедневному питию кофе.

Европейцы оказались легкими на подъем, и уже через каких-то 20 лет в Венеции открывается первая в Европе кофейня, только называлась она не кофейней, а просто кафе. Напиток стремительно завоевывает Европу, и это совпадает с широко распространяющейся в той же Европе модой на восточные товары. В 1698 году открывается кафе в Марселе, которое тут же стало настолько популярно, что спустя всего лишь несколько лет на улицах Марселя произошла демонстрация женщин. Они протестовали против пристрастия своих мужей к кофе, из-за которого те большую часть своего свободного времени проводили в кафе. Кофе, писали газеты того времени, стало причиной снижения рождаемости в городе.

Не отставали и другие европейские страны. В 1652 году первое кафе открывается в Лондоне. Англичане моментально оценили достоинства напитка, и к 1693 году в Англии насчитывалось уже более трех тысяч кафе во всех уголках королевства. В Англии получил развитие конфликт между производителями местного национального слабоалкогольного напитка – эля и импортерами и торговцами кофе. Они не раз пытались добиться запрещения кофе – этого «сиропа из сажи», «черной крови турок». Противодействовало распространению кофе и христианское духовенство, находя в нем влияние ислама. Но к XYII веку влияние церкви в Европе было несравненно более слабым, чем в cредние века, и поэтому конфликтов, подобных тем, которые имели место на мусульманском Востоке, не возникало.

Король Франции в 1664 году специальным указом одобрил напиток: он пришелся ему по вкусу, и в том же году кофе стал неотъемлемым атрибутом королевского стола в Лувре. Не желая отставать от моды, за королем потянулись знатные придворные и титулованное дворянство, а за ними все те, кому позволяли средства, так как кофе в то время стоил очень дорого и его называли «напитком жизни». А в 1672 году в Париже открылась первая публичная кофейня. Из Парижа кофе стремительно распространяется по всей Европе благодаря многочисленным купцам, привозившим его из Ближнего Востока. Они же обучали европейцев различным способам приготовления напитка и рассказывали о нем различные истории и легенды.

Потребление кофе в Европе стремительно увеличивалось, соответственно, не менее стремительно росли на него цены. Наступил момент, когда плантации кофе на Аравийском полуострове уже не могли обеспечивать постоянно растущий спрос на кофе. В поисках новых пригодных земель для культивирования кофе арабы активно колонизировали Юго-Восточную Азию, где условия его выращивания были более чем благоприятными. Этот шаг стал роковым для Йемена, так как с тех пор, как кофейные плантации распространились по полуострову Индокитай и островам Малайского архипелага (территория нынешней Индонезии), его монополии на кофе пришел конец. К слову сказать, в настоящее время из всех стран, производящих кофе, Йемен занимает последнее место.

Начало возделывания кофе в Юго-Восточной Азии стало роковым и для арабов. Голландские предприниматели быстро перехватили у них инициативу и стремительно вытеснили арабов с рынка производства кофе. Теперь центром его поступления в Европу стали голландские порты, в особенности Роттердам и Антверпен. Все производство и торговля кофе были захвачены голландцами, которые делали на нем немыслимые состояния. Голландцы очень ревностно хранили секреты выращивания и обработки зерен и настойчиво пресекали все попытки вывоза саженцев кофейных деревьев.

За технологией выращивания кофе охотились многие европейские страны. В 1714 году король Франции Людовик XIV получил в подарок от магистрата Амстердама величайшую редкость того времени – саженец кофейного дерева. Саженец высадили в Марли, и он прижился, но все попытки получить из него семена оказались безуспешными.

Но желание развести кофе своими силами и в своих колониях, дабы не зависеть от голландцев, было неостановимым и стало делом государственной важности, которое находилось под непосредственной опекой короля. Не зная больше никаких путей для достижения цели, французы решились на крайний шаг: им удалось выкрасть несколько сеянцев кофейного дерева, которые в великой тайне были доставлены в ботанический сад Амстердама.

Из этих сеянцев удалось вырастить всего одно-единственное дерево. И это деревце оказалось золотым для Франции. В величайшей тайне это единственное деревце, теперь принадлежащее Франции, ценой невероятных человеческих усилий было вывезено на остров Мартинику. Руководил операцией капитан Де Клие по личному поручению Людовика XIV. По прибытии на Мартинику Де Клие сумел организовать на нем кофейную плантацию. И уже в 1778 году там насчитывалось более 16 миллионов кофейных деревьев, и Франция получила перспективный источник дохода. Голландская кофейная монополия была разрушена.

Не отставали и многие другие европейские страны, имеющие заморские колонии: Англия, Испания, Португалия. Например, англичане, колонизировав остров Цейлон (Шри-Ланка), согнали всех местных жителей на работы по разведению и выращиванию кофейных плантаций, вырубив на острове ценные породы тропической растительности.

Но англичанам повезло меньше, чем французам: в 1769 году на плантации напал ржавчинный грибок, являющийся для кофейного дерева самой страшной болезнью. При тогдашнем уровне развития средств защиты растений почти ничего нельзя было сделать для их спасения. Борьба с ржавчинным грибком продолжалась на Цейлоне по меньшей мере 70 лет, и все же над грибком не удалось одержать победу. В 1839 году были вырублены и сожжены последние кофейные деревья, а вместо них на очищенных площадях расселилась не менее легендарная гостья тропических лесов – гевея, привезенная из далекой Южной Америки, из которой получают латекс «као-чу». И по сей день производство каучука составляет большую часть сельскохозяйственного производства острова.

В это же время в Южной Америке происходил обратный процесс. В бассейне реки Амазонки колонизаторы полным ходом уничтожали заросли все той же гевеи и высаживали на этих землях кофейные деревья. Благоприятные природные условия, наличие плодородных тропических красноземов «терра-роша» и удачное сочетание экономических факторов очень быстро вывели Бразилию на первое место в мировом производстве кофе.

Уже в 1859 году половина всего кофе производилось в этой стране. И уже более века Бразилия никому не уступает эту пальму первенства. Кофе в Бразилии стал не только национальным напитком, он стал символом Бразилии, а следовательно, и залогом ее процветания. В бразильском городе Сан-Пауло на одной из его площадей «растет» бронзовое кофейное дерево – памятник растению, прославившему эту страну.

Первоначально большинство стран и территорий, занимающихся производством кофе, являлись колониями и метрополиями европейских держав, которые всячески поощряли разведение там кофейных плантаций. Наличие плодородных почв и дешевой рабочей силы были главными экономическими условиями закладки новых плантаций. Столь бурный рост мирового производства кофе привел к падению цен на него, и очень быстро этот напиток стал доступен большей части населения.

Одновременно с процессом распространения кофе велся активный поиск его новых сортов и видов. Первоначально на новых землях разводили единственный известный в то время вид кофе – арабику. Для поиска новых видов в малоисследованные континентальные районы Африки снаряжались одна экспедиция за другой. Поначалу эти поиски не приводили к успеху, зато экспедиции собирали множество новых, ранее неизвестных сведений о природных условиях, климате, растительном и животном мире центральной Африки. Претерпевая многие лишения, пробираясь через дремучие леса, топкие болота, высокие горы, страдая от жары и болезней, экспедиции шли и шли в поисках кофейных деревьев.

Эта настойчивость и систематичность поисков вскоре дала первые результаты: в 1830 году в Западной Африке в Либерии удалось обнаружить новый вид кофейного дерева. Оно достигало15 мв высоту, имело несколько удлиненные, по сравнению с арабикой, листья, цвело и плодоносило круглый год и давало большие слегка удлиненные зерна. Этот вид кофе впоследствии был назван «либерийским» в честь страны, в которой его нашли.

В 1904 году вблизи озера Чад французский ученый Шевелье обнаружил новый, неизвестный науке вид кофе, который получил название «кофе эксцельсия». Через некоторое время был открыт «кофе робуста», дикорастущее растение, обитающее в Центральной Африке. Главными производителями «кофе робуста» являются Кения, Мозамбик, Ангола, Гвинея. А уже в ХХ веке наука смогла открыть множество других видов и подвидов кофе, но все они не нашли широкого применения в сельском хозяйстве. И по сей день главным промышленным видом остается арабика.

Теперь несколько слов об истории кофе в нашей стране. Так как Россия одновременно сочетает в себе отголоски культуры и многочисленных традиций как восточных, так и европейских стран, можно смело утверждать, что кофе в нашу страну пришел двумя путями: и с Востока, и из Западной Европы.

В начале XVII века кофе постепенно начинает проникать в Россию. Первое упоминание о нем содержится во врачебном предписании царю Алексею Михайловичу придворного лекаря Самюэля Коллине и датируется 1665 годом: «Вареное кофе, персиянами и турками знаемое и обычное после обеда, изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главболений». Но, наталкиваясь на народный консерватизм, сопротивление церкви, распространение кофе шло очень медленно. Его долгое время считали просто лекарством, и даже русские цари принимали его исключительно в лечебных целях.

Переворот в популяризации кофе совершил Петр Первый. Во время «Великого Посольства» 1697—1699 годов русский царь, живя за границей, пристрастился к постоянному употреблению кофе. По возвращении в Россию Петр незамедлительно ввел моду на кофе, наряду с другими западными культурными традициями.

Кофе постепенно начинает завоевывать и Россию. Об этом свидетельствуют книги по домоводству, изданные в ту эпоху. Например, в книгах «Экономический магазин» (1786 год) и «Всеобщее и полное домоводство» (1780 год) достаточно подробно рассказывается о кофе, его истории, влиянии на здоровье, а также содержатся многочисленные способы приготовления этого напитка.

Стремительно растет и импорт кофе. В 1802 году сумма импорта превысила один миллион рублей, а в те времена это были немалые деньги. Во время повального увлечения россиян Францией и французской культурой кофе стало считаться признаком хорошего тона. По образцу Парижа, в Москве, Петербурге и других крупных городах империи начинают открываться многочисленные кофейни, которые быстро приобретают большую популярность среди населения. На основе кофеен возникают клубы по интересам, в которых кипит общественная жизнь страны.

В конце XIX века кофе перестает быть напитком аристократов и становится доступен большинству городского населения. В 1884 году в Петербурге открылась международная выставка садоводства и огородничества, где большой экспозицией была представлена флора Бразилии.

Бразильцы выставили и более 1 000 сортов кофе. На выставке все желающие могли бесплатно поучиться обжарке зерен, приготовлению напитка и выпить чашечку кофе собственного приготовления. Бразильская экспозиция пользовалась у посетителей настолько большой популярностью, что в результате Бразилия завоевала первую премию на выставке. После этого события импорт кофе резко увеличился и в канун первой мировой войны составлял более 772 тысяч пудов в год. Как и во всем мире, кофе в России стал обычным повседневным напитком, любимым различными слоями населения.

Проследив таким образом историю распространения кофе по всему миру, кажется, можно поставить точку. Но это только на первый взгляд, потому что в первой половине XX века произошло еще одно важное событие в истории кофе, обойти молчанием которое мы не имеем права.

Итак, в период с 1936 по 1940 год химик корпорации Нестле Морис Моргенштейн в своей лаборатории в Швейцарии проводит серию экспериментов по извлечению из обжаренных зерен кофе водорастворимых веществ. Ему удается открыть и проэкспериментировать сравнительно недорогой способ извлечения из кофейных зерен около 35 % всех экстративных и ароматических веществ.

В результате этого корпорация Нестле первой в мире смогла предложить своим покупателям растворимый кофе, быстрый и легкий в приготовлении. В самом начале его вкус был несравним с настоящим кофе, он даже получил нелестное название «эрзац-кофе». Но этот продукт оказался незаменим для армии, при чрезвычайных ситуациях. И корпорация постоянно совершенствовала технологию изготовления растворимого кофе, что неизменно улучшало его качество. Теперь большинство потребителей во всем мире предпочитают приобретать именно растворимый кофе.

Такова история этого популярного напитка, полная загадок, тайн и легенд.

Leave a Reply